В статье рассматривается феномен закона Янте (janteloven), сформулированного А. Сандемусе в 1933 г. в романе En flyktning krysser sitt spor. Fortelling om en morders barndom («Беглец пересекает свой след. Рассказ о детстве убийцы») и впоследствии ставшего элементом культурного кода Дании и Норвегии. Вслед за К. Левисеном в данном исследовании разграничиваются «литературный закон Янте», описанный А. Сандемусе в романе, и «лингвистический закон Янте», имеющий в датском и норвежском языке характер устойчивого сочетания. Лексикализации понятия способствовал особый скандинавский менталитет, обусловленный рядом исторических причин (аграрная культура скандинавских стран, лютеранская этика). В современном датском и норвежском языке понятие janteloven имеет отрицательную коннотацию и употребляется в определенных видах дискурса (спорт, поп-культура, бизнес, политика, психология, школьное образование, проблемы с мигрантами, феминизм). Кроме этого, существуют разнообразные переформулированные заповеди закона Янте (den positive jantelov, den omvendte jantelov, antijantelov, jenteloven, Danskerloven), что свидетельствует о прецедентности понятия в датской и норвежской культурах. Доминирующая американская индивидуалистическая культура оказывает влияние на формирование новой системы ценностей (амбициозность, самоуверенность, напористость теперь не воспринимаются как отрицательные качества), вследствие чего прослеживается конфликт между традиционным и новым в датской и норвежской культуре: закон Янте вступает в противоречие с так называемой культурой достижений (præstationskulturen). Как социальный конструкт и негласный регулятор общественных отношений, janteloven органично вписывается в ряд других концептов (hygge, trivsel и т. д.), однако особое отражение janteloven находит в политических практиках, причем как в своем формальном выражении (выработка разнообразных «канонов»), так и в методах противодействия навязыванию отдельных явлений со стороны органов власти.
Гурова Е.А., Таратонкина И.П., Авакова Ю.М. JANTELOVEN В ДАНИИ И НОРВЕГИИ — БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?