ОБРАЗ АГАСФЕРА В ПОЭЗИИ ВИКТОРА РЮДБЕРГА

Легенда о Вечном жиде, которая появилась в период Средних веков, привлекала внимание писателей и деятелей искусства разных стран на протяжении нескольких столетий. Агасфер стал одним из «вечных» образов мировой литературы. Особенно часто его образ использовался в произведениях романтических поэтов и писателей в начале XIX в. Шведский поэт Виктор Рюдберг (Viktor Rydberg; 1828–1895), испытавший влияние романтизма, обращался к этому персонажу в поэтических текстах, таких как баллада «Летучий Голландец» (Den Flygande Holländaren, 1876) и две поэмы: «Прометей и Агасфер» (Prometeus och Ahasverus, 1882) и «Новая песнь о Гротти» (Den nya Grottesången, 1891). Статья посвящена образу Агасфера и его функциям в этих произведениях. В лирике Рюдберга Агасфер вступает во взаимодействие с другими вечными образами мировой культуры: Летучим Голландцем и Прометеем. Подчеркивается его роль как странника, который стал свидетелем множества разных эпох и народов. В поэзии Рюдберга Агасфер выражает критические суждения о человечестве и фактически противостоит обществу, что характерно для романтических героев. В поэме «Новая песнь о Гротти» с образом Агасфера связана социальная проблематика, в чем может прослеживаться влияние романа Э. Сю «Вечный жид». Кроме того, у Рюдберга странствующий сапожник приобретает идеалистические черты, как в произведениях датских романтиков Б. С. Ингеманна и Ф. Палудана-Мюллера. Но, в противоположность романтическим характерам, Агасфер в интерпретации Рюдберга представлен как цельная личность, что присуще героям натуралистических и неоромантических произведений.

Без названия Сурков В.В. ОБРАЗ АГАСФЕРА В ПОЭЗИИ ВИКТОРА РЮДБЕРГА