ГОФМАНОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ СЕЛЬМЫ ЛАГЕРЛЁФ «САГА О ЙЕСТЕ БЕРЛИНГЕ»

Статья посвящена исследованию гофмановских традиций в романе Сельмы Лагерлёф “Сага о Йесте Берлинге”. Черты гофмановской поэтики в романе рассматриваются с помощью методологии “гофмановского комплекса”, который представляет собой идейно-тематический комплекс мотивов и стилистических приемов, присущих творчеству Э. Т. А. Гофмана. “Гофмановский комплекс” проявляется в романе в проблеме бунта романтического героя-творца по отношению к вере и религии, в проблеме взаимоотношений романтического героя с женственностью (актуализируется в деконструкции таких архетипических образов, как «ведьма» и «прекрасная дама», в переосмыслении концепции романтической любви), оппозиции мирской и христианской любви, мотиве механизации человека и общества в новом капиталистическом индустриальном обществе (актуализируется в образе-символе вина как воплощении искушающей силы, образе черта как персонификации искушения, в мотиве двойничества, которое проявляет себя как раскол личности, а также в оппозиции «живое — неживое»). Черты гофмановской поэтики проявились в романе «Сага о Йесте Берлинге» также в переплетении гофмановских образов: Дон Жуан («Дон Жуан»), Медардус («Эликсиры дьявола») — и сюжетов: лишенный сана монах, который под влиянием вина как воплощенного искушения совершает преступления и переживает раскол личности («Эликсиры дьявола»), и бунтующий романтический герой в поисках недостижимого идеального мира, в котором его дезинтегрированная личность должна обрести консолидацию («Дон Жуан»). Делается вывод о том, что С. Лагерлёф, опираясь на сюжет, проблематику и образы произведений Э. Т. А. Гофмана («Дон Жуан», «Эликсиры дьявола», «Приключения в новогоднюю ночь»), создает авторскую концепцию духовного преображения личности через христианскую любовь и переосмысливает образ романтического героя, трансформируя его в новый тип христианского неоромантического героя.

Без названияКоролева В.В., Притомская А.Р. ГОФМАНОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ СЕЛЬМЫ ЛАГЕРЛЁФ «САГА О ЙЕСТЕ БЕРЛИНГЕ»