Тема детства и детских образов не относится к хорошо изученным областям в исследованиях, посвященных творчеству Августа Стриндберга. Как правило, акцент делается на теме отношений между полами и проблемах супружества в драматургии и прозе великого шведа. Однако ответ на вопрос о том, как именно функционирует в творчестве Стриндберга образ ребенка и тема детства как таковая, включая аспекты как нравственного, так и физического воспитания, мог бы способствовать полноте анализа и в целом лучшему пониманию художественного, философского и духовного мира этого писателя. В статье предлагается обзор типов и стратегий изображения детства и детей в творчестве Стриндберга как в ранний натуралистический, так и в поздний период его творчества, а также анализируется их символическое значение и функция в структуре «стриндберговской семьи». Делается вывод о том, что в позднем творчестве Стриндберг отходит и от руссоистской, и от диккенсовской модели изображения ребенка, характерных для его творчества в 1880-е, и постепенно начинает включать в свои тексты имманентно злых и испорченных порочным воспитанием детей, тем самым уравнивая ребенка с воспитавшим его взрослым. В конце статьи говорится о ранее не замечавшихся исследователями типологических сходствах между последним большим социально-критическим романом Стриндберга «Черные знамёна» и романом Достоевского «Бесы», проходящих как раз по линии отношений «отцов и детей». Оба автора в определенный момент в равной мере критически относятся к завоеваниям Просвещения и ценностям либерализма девятнадцатого века.
Лисовская П.А. ДЕТИ И «БЛУДНЫЕ СЫНОВЬЯ» К ВОПРОСУ О ДЕТСКИХ ОБРАЗАХ У СТРИНДБЕРГА