В статье рассматривается повесть К. Гамсуна «Виктория» (1898). Обзор подходов различных исследователей к произведению указывает на то, что большинство литературоведов анализировали эту повесть с точки зрения социальных ролей и психологии персонажей. Однако продуктивным методом исследования может быть анализ жанрового сходства произведения со средневековыми скандинавскими балладами, что согласуется с утверждением самого Гамсуна в письме Георгу Брандесу, что «Виктория» — это не что иное, как лирика. В статье отмечаются особенности композиции и сюжета повести, в частности эпизодичность и гиперболизированная драматичность, характерные также и для жанра баллады. Особое внимание уделяется анализу стихотворения в прозе «Лабиринты любви», по сюжету, написанному главным героем Юханнесом. Автор статьи указывает на интертекстуальные связи стихотворения с Библией и средневековыми балладами, подчеркивая, что эти связи носят характер диалога. Далее утверждается, что «Лабиринты любви» играют важную роль в развитии сюжета, обеспечивая плавный переход между эпизодами повести и утверждая основную идею произведения о любви как могущественной силе, играющей людьми. Трагедия главных героев не является следствием их социального неравенства или внутреннего разлада, она предопределена судьбой. Благодаря диалогу с библейскими текстами и средневековыми балладами банальная на первый взгляд история Юханнеса и Виктории обретает вневременной, универсальный характер, и они встают в один ряд с образами «вечных влюбленных», таких как Хагбард и Сигне, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
Ермакова О.С. ДИАЛОГ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМИ БАЛЛАДАМИ В ПОВЕСТИ КНУТА ГАМСУНА «ВИКТОРИЯ»