Статья посвящена истории появления и развития в исландском фольклоре образа рождественских троллей, которые приносят детям подарки накануне Рождества. Таких троллей тринадцать, они появляются каждый вечер начиная с 12 декабря в строго определенной последовательности. После передачи детям подарков они еще две недели обитают поблизости от дома и незаметно для хозяев похищают еду или облизывают тарелки и горшки. У каждого из них свои имя, характер и предпочтения. Трансформация образов происходила в произведениях исландской литературы постепенно. Естественно было бы предположить, что эти персонажи существовали со времен заселения Исландии, но в древнескандинавской мифологии они совсем не встречаются. Первое упоминание о рождественских троллях зафиксировано в стихотворении Стефана Оулафссона в XVII в. Но их облик совсем не тот, что сейчас, они больше напоминают троллей — тех огромных страшных существ, которые, по исландским поверьям, живут в горах. Новые детали в облике рождественских троллей появляются в стихах XVIII в. Тролли постепенно становятся все менее страшными. Их количество все еще очень неустойчиво и меняется на протяжении веков. Следующее изменение произошло в XIX в., когда собиратель народных сказок Йоун Ауднасон в изданном им сборнике опубликовал сказку, где говорится о тринадцати рождественских троллях. Это количество было затем признано официально. И только в ХХ в. произошла канонизация образов. Исландский поэт, писатель и музыкант
Йоуханнес Бьярни Йоунассон, писавший стихи под именем Йоуханнес из Котлара, собрал в 1932 г. все варианты повествований о рождественских троллях и создал собственный вариант, который в Исландии считается каноническим.
Жаров Б.С. ИСЛАНДСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРОЛЛИ ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ОБРАЗА