В статье анализируется образная система: литературные реминисценции, образы Финляндии в творчестве современного поэта Финляндии Исмо Аланко. Исследуются литературные и фольклорные традиции в его поэзии. Поэт создал достаточно критичный образ Финляндии как лютеранской страны, насыщенной следами маркетинга, но знающей свою литературу: «Martti Luther ja muovipussi» (Мартин Лютер и полиэтиленовый пакет). Образы финской архитектуры, серых зданий в стекле и металле, тяжелого серого северного неба связывают поэзию Аланко и с русской культурой, с именем Исаака Левитана, негативно описавшего Финляндию как царство серого цвета. Аланко явно знает о словах Левитана «Серая вода и серые люди, серая жизнь», но вступает в полемику с художником, доказывая, что в сером много оттенков радости. С серым ассоциировал природу и народ Финляндии один из лидеров экспрессионизма Ууно Кайлас. Но у Кайласа серый цвет — явно негативный, безжизненный. Аланко, напротив, различает в сером всевозможные позитивные знаки жизни. Для его стихотворений характерно описание иррациональных состояний лирического героя на фоне фантастических пейзажей Лапландии, создание мифологических образов, не сразу поддающихся толкованию. Например, в образе Луноглазки с Севера «kuusilmä pohjoisesta» прослеживается мотив превращения девушки в рыбу, характерный для финских и карельских эпических песен, знакомый нам также по «Калевале» и поэзии Эйно Лейно. Серьезные мировоззренческие проблемы Аланко осмысливает с поэтическим изяществом, силой поэтического слова снимая противоречие между религиозным и обыденным, рациональным и иррациональным. Аланко возрождает калевальскую метрику не в «музейном» виде, а, с современными акцентами и на родном финском языке.
Сойни Е.Г. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ И СИМВОЛЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНЛЯНДИИ В ПОЭЗИИ ИСМО АЛАНКО