Статья посвящена изучению эпического слова на примере др.-исл. hel ‘загробный мир; владелица загробного мира’ в древнеисландском поэтическом памятнике письменности «Старшая Эдда», используемого для номинации одного из важнейших локусов мифопоэтической модели мира, а также его персонификации. В центре внимания автора оказывается анализ контекста, на основании которого можно реализовать главную цель — понять принципы дистрибуции данной лексемы в «Старшей Эдде». Используется многокомпонентный анализ, учитывающий данные статистики (прежде всего частотности словоупотреблений), грамматики (падежной парадигмы соответствующих форм), морфологии (типов сочетания компонентов композита), синтаксиса (предикатов, выполняющих ряд функций), этимологии, способной к актуализации в определенных ситуациях, мифологии (тяготения к тем или иным мифологемам, мотивам, сюжетам или мифам), поэтики (аллитерации, звуковых повторов, анаграмм) и экстралингвистического аспекта — связи с «миром вещей». Особое внимание уделяется композитам, в составе которых др.-исл. hel выступает в качестве первого или второго компонентов, так как именно в сложных словах может быть реализован семантический потенциал данной лексемы. Было установлено, что др.- исл. hel противопоставляется миру живых (др.-исл. heimr); ассоциируется с низом, указывающим на локализацию хель, способом попадания в нижний мир (убивать) и субъектами, его населяющими (люди); преимущественно выполняет функцию направления, цели, сочетаясь с глаголами движения. Выдвигается гипотеза о семантической эволюции: локус (загробный мир) > персонаж (его владелица) — и реконструируются различные этапы этого процесса, обнаруживаемые в «Старшей Эдде». Для определения семантики др.-исл. hel особое значение приобретает антропоцентрический фактор, так как точкой отсчета служит населенный людьми «средний мир», по отношению к которому используются пространственные ориентиры вниз и отсюда. На основании эддических фактов устанавливается экстралингвистическая специфика соответствующего денотата как огороженного пространства, имеющего ворота. Верифицируется принадлежность др.-исл. hel сфере похоронного ритуала и сакральной терминологии.
Топорова Т.В. ОПЫТ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО СЛОВА: ДР.-ИСЛ. HEL ‘ЗАГРОБНЫЙ МИР; ВЛАДЕЛИЦА ЗАГРОБНОГО МИРА’ В «СТАРШЕЙ ЭДДЕ»