«ПЕСНЬ О ГРОТТИ»: НОВЫЙ ВАРИАНТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Наша задача заключается в выделении различных жанровых структур в составе «Песни о Гротти», относящейся к дополнительным песням мифологического цикла «Старшей Эдды», и в ее трактовке как целостного феномена со свойственными ему лингвостилистическими признаками, как варианта эсхатологии, столь излюбленного в эддической традиции с ее «гибелью богов», описанного при помощи аудиокода. Уникальность «Песни о Гротти» заключается в том, что это единственное эддическое произведение, в котором в качестве символа мифопоэтической модели мира выступает мельница, обладающая ярко выраженными чертами одушевленности (она производит основные блага) и демонстрирующая амбивалентность (обслуживание антропоцентрической сферы и возвращение в стихию дикой природы), для описания которой в соответствии с природой денотата используется аудиокод. Сравниваются два символа модели мира — мировое древо (ясень Иггдрасиль) и мельница (Гротти), маркирующие различные полюса бинарных оппозиций: вертикальный — горизонтальный, универсальный (то есть имеющий отношение как к макрокосму, так и к микрокосму) — антропоцентрический, статический — динамический. На основании проведенного анализа можно постулировать ядро содержания в виде космологической песни и реконструировать вариант мифа творения, кодируемого синонимичными языковыми элементами: др.-исл. Grotti, ‘мелющая’, ср. др.-исл. grinda ‘молоть’ & др.-исл. mála ‘молоть’, а также отметить использование заговора как доминирующей формы метаописания, обслуживающей коммуникативную интенцию главных персонажей — великанш, обладающих магической силой и  стремящихся добиться желаемого результата (освобождения от бесперебойной работы на мельнице).

pdf_iconТопорова Т.В. «ПЕСНЬ О ГРОТТИ»: НОВЫЙ ВАРИАНТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ