В статье рассматривается проблема использования в боевых условиях и классификации однолезвийного короткоклинкового оружия германских и соседних с ними народов Европы раннего Средневековья — боевых ножей-саксов. Авторы рассматривают имеющиеся многочисленные археологические находки в контексте терминов, употребляющихся в современных скандинавских языках, а также обращаются к анализу вариантов использования терминов «сакс» и «скальм» в архаических текстах. Представлен контекстный анализ употребления этих терминов в поэтических текстах песен «Старшей Эдды» и прозе исландских саг, относящихся к различным подтипам. По мнению авторов, термин «скальм» имел весьма специфическое назначение и вышел из повседневного употребления — как обозначение реального типа оружия — задолго до эпохи викингов. В текстах, описывающих эпоху викингов, скальмами устойчиво вооружены не люди, а противостоящие им темные и негативные персонажи — тролли, йотуны и т. д. Однако в героической эпической традиции скальмами, напротив, пользуются герои; именно скальмы вошли в состав поэтических формул, описывающих экипировку героев эпоса. Есть основания полагать, что этот термин приходит из глубокой древности и к эпохе викингов становится анахронизмом, приобретая новые коннотации и негативный смысл.
Хлевов А., Губанов И. САКСЫ И СКАЛЬМЫ: ОДНОЛЕЗВИЙНОЕ ОРУЖИЕ В ТЕКСТАХ ДРЕВНЕИСЛАНДСКИХ САГ