В статье рассматриваются вопросы геопоэтики произведений Сары Ранта-Рённлунд и Микаеля Ниеми, воссоздается северный текст на материале сочинений авторов, представляющих саамскую и турнедальскую литературы. Выбор авторов обусловлен связью их биографий с исследуемым географическим пространством. В современном литературоведении все более пристальное внимание уделяется рассмотрению связанных между собой единым географическим пространством текстов. Северный текст анализируется через обращение к отдельным топосам — так, существуют представления о Крайнем Севере, Русском Севере, Европейском Севере и т. д. В творчестве Ниеми и Ранта-Рённлунд анализируется образ Норрланда, провинции Норрботтен и региона Турнедален. Основное внимание уделяется воплощению образа Севера как сверхтекстовому единству и его реализации в этнической литературе. Новизна исследования состоит в том, что творчество названных авторов не изучено в отечественном литературоведении, что, в свою очередь, открывает перспективы для проведения дальнейших исследований локальных текстов, написанных на шведском языке. Предметом исследования выступает северный текст шведской литературы, объектом исследования — воплощение образа Севера в произведениях «Найденыши. Рассказы о кочевниках и переселенцах на Севере» (Nådevalpar. Berättelser om nomader o nybyggare i norr) С. Ранта-Рённлунд и «Популярная музыка из Виттулы» (Populärmusik från Vittula) М. Ниеми. С помощью сравнительно-сопоставительного и описательного методов северный текст анализируется через призму географических, природно-ландшафтных, пространственных, историко-культурных, духовно-нравственных, эстетических и прочих аспектов. Север характеризуется как самобытное пространство, фронтирная и одновременно полярная по отношению к другим регионам Швеции область, место «общинной духовности», сохранения (не преумножения, а «консервации») жизненно-бытовых реалий, собственного наречия (саамского языка и меянкиели). В статье раскрываются геопоэтические доминанты, как общие для творчества обоих авторов, так и различные, индивидуально-авторские. Анализируемые произведения, рассмотренные как сверхтекст, позволяют выделить важнейшие смыслы в интерпретации Севера в шведской литературе: фронтирность, самобытность, инаковость, традиционность, природность.
Романовская И.В. СЕВЕРНЫЙ ТЕКСТ ШВЕДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ