В качестве негерманских соответствий древнескандинавского Одина (Óðinn/Wōdan/Wôden/Wuotan, герм. *Wōðanaz) приводят обычно только лат. vātēs ‘пророк’ (ирл. fāith ‘поэт’), возможно, связанное с корнем *wā- ‘дуть’ и значениями «ярость» и «вдохновение». Соответственно, Один толкуется как «духовное божество», «бог ветра» или «предводитель Дикой охоты», что предполагает его автохтонное германское происхождение. Cведéние Одина с римск. Меркурием у Тацита, возможно, отражает позднейшее переосмысление взаимосвязи обоих богов и их функций, в частности сопровождения мертвых в иной мир. То же является функцией Аида, обладающего рядом характеристик, сближающих его с Одином, в их число входит невидимость (нарушение видения), что отразилось в имени Ἅɩδης < *α-Fɩδης с изменением морфологической структуры и десемантизацией α- после выпадения *F.
Сближение *α-Fɩδης и *Wōð- основывается на допущении о развитии последнего из причастия прошедшего времени *vid-t(o)- с ударением на суффиксе, вызвавшим оглушение конечного *d, с последующим *t> *þ и озвончением (*þ *ð)
по закону Вернера.
Вокализм может отражать вариативность различных ступеней аблаута корней со значением «видеть» (лат. vidēre, гот. witan) и «знать» (гр. Ϝοἶδα, гот. wait) и связанную контаминацию типа рус. свидетель ‘тот, кто видел’ < свњдетель ‘тот, кто знает’, что объясняет десемантизацию и утрату отрицательного префикса
*ṇ-Wōðanaz.
Такое развитие не исключает контаминации, в том числе с производными vāt-, включая форму с носовым инфиксом (ventus/*winðaz ‘ветер’), и, таким образом, с «дуть» и «вдохновение», а также «знание», ср. лат. in-spir-atio и исл. spyrja ‘спрашивать, узнавать’, что и постулируется в качестве изначальной характеристики Одина, определяющей его статус верховного бога.