КАРЕН БЛИКСЕН ЧИТАЕТ САГУ ОБ ОЛАФЕ ТРЮГГВАСОНЕ. РЕЦЕПЦИЯ САГИ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ТЕКСТЕ НОВЕЛЛЫ «МЕДВЕДЬ И ПОЦЕЛУЙ»

Статья анализирует авторскую рецепцию саг, в частности Сагу об Олафе, в тексте новеллы К. Бликсен «Медведь и поцелуй» 1958 г. Основываясь на рецептивной теории В. Изера, предлагается иерархия текстов-предшественников, инкорпорированных в текст новеллы, и типология маркеров, которые «включают» взаимодействие с прецедентными текстами. Маркеры представлены именами действующих лиц, метафорами с использованием имен литературных, исторических или мифологических персонажей, атрибутами (брошенная перчатка), сюжетными линиями названных прецедентных текстов и использованных инкогнито. Анализ новеллы позволил установить, что взаимодействие с текстами-предшественниками приводит как к семантической компрессии, так и наоборот, создает в некоторых случаях эффект символистского, неоплатонического кружения вокруг события, эффект семантического зияния, где читатель или остается в неведении, относительно логической связи событий, или включается в игру создания собственной интерпретации сюжетной линии. Рассмотренная подробно авторская стратегия «кружения вокруг истины», стремление обозначить явление с помощью метафор, сравнений, художественных аналогий, в совокупности с ориентацией на философию устного повествования в понимании В. Беньямина и Э. Форстера резервирует для К. Бликсен прочное место в рядах авторов европейского модернизма.

pdf_iconЛомагина А.В. КАРЕН БЛИКСЕН ЧИТАЕТ САГУ ОБ ОЛАФЕ ТРЮГГВАСОНЕ. РЕЦЕПЦИЯ САГИ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ТЕКСТЕ НОВЕЛЛЫ «МЕДВЕДЬ И ПОЦЕЛУЙ»