ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ИМПЕРАТИВА В ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ: ПРОБЛЕМА ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОНОЛОГИИ И МОРФОЛОГИИ

Вопрос образования императива (IMP) в датском языке на протяжении нескольких столетий представлял собой серьезную задачу как для носителей языка, так и для языковой политики. В грамматиках он затрагивается с XVII в. Правило образования IMP в датском языке можно сформулировать следующим образом: IMP образуется путем опущения конечного шва (/ə/) формы инфинитива; в случае если инфинитив не заканчивается на шва (/ə/) — IMP=INF. Во многих случаях IMP, сконструированный таким образом, не является или не заканчивается полноценным слогом, например hækl! [hεɡ̊ l] ‘вяжи крючком!’, saml! [sɑmˀl] ‘собирай!’. Такие формы не подчиняются иерархии сонорности и интенсивности, и существуют разные способы преодоления этой проблемы. Образование датского императива демонстрирует несколько типов конфликтов в отношении связи морфологии и фонологии и иллюстрирует несколько относящихся к ним дескриптивных и теоретических проблем: во взаимодействии морфологии и фонотактики (см. разделы 1 и 5), морфологии и просодии (см. раздел 6 о количестве гласных и раздел 7 о «толчке», слоговом гортанном просодическом явлении, имеющем сложную грамматическую дистрибуцию). Представлено последовательное изложение, основанное на сонорной силлабической модели Басбёлля — кросслингвистической модели сонорности или интенсивности (раздел 4) и его модели Non-Stød. Последняя включает в себя общую процедуру интеграции суффиксов в текстовую структуру (раздел 8) и ее применение к современному датскому (раздел 9). Рассматриваются также методологические и теоретические проблемы, но в заключение подчеркивается необходимость эмпирических исследований датского императива с целью выяснения, как носители языка и иностранцы, изучающие датский язык, осваивают сложные формы инфинитива.

pdf_iconБасбёлль Ханс. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ИМПЕРАТИВА В ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ: ПРОБЛЕМА ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОНОЛОГИИ И МОРФОЛОГИИ