ОТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР К ДИАЛОГУ ИДЕЙ: ШВЕДСКИЙ ТЕОСОФ ЭММАНУИЛ СВЕДЕНБОРГ В ВОСПРИЯТИИ НЕМЕЦКОГО ПСИХИАТРА КАРЛА ЛЕОНГАРДА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ

Предлагаемая статья завершает цикл работ о рецепции скандинавского и нидерландского культурного наследия в творчестве выдающегося немецкого
психиатра и психолога Карла Леонгарда (1904–1988). Его оценки заслуживают внимания уже потому, что представленные в его работах портреты замечательных художников, писателей, мыслителей благодаря исследовательскому и несомненному литературному таланту их автора, с одной стороны, выходят за пределы обычных патографий и по глубине анализа, и по мастерству изложения, а с другой стороны — являются своеобразным памятником целой эпохи в истории медицины, когда на фундаменте культурного диалога между Россией и Германией сложился уникальный диалог германской и российской психиатрической мысли, воспрепятствовать которому не могли исторические перипетии ХХ века. Авторы статьи предпринимают попытку свести воедино имеющиеся в распоряжении истории культуры подходы для изучения особенностей восприятия личности и творчества Эммануила Сведенборга (1688–1772), нашедшего отражение в последней книге Леонгарда. В оценках Леонгарда не только запечатлен определенный период в истории рецепции творчества шведского мыслителя и естествоиспытателя в немецкой культуре — они являют собой памятник
своеобразной натуралистической культуры немецкой нозологической психиатрии, вписанной в историю медицинской мысли. Клинический опыт подводит немецкого психиатра к выводу, что диагностика шизофрении у Сведенборга в ее традиционном крепелиновском понимании, к чему склоняется и российская школа психиатрии, ошибочна, сам же немецкий психиатр приходит к выводу о наличии у Сведенборга психоза амальгамного типа — конфабуляторно-фонемической парафрении. Авторы статьи вслед за Леонгардом исследуют работы Сведенборга, свидетельства его современников о нем самом и о его семье и воспроизводят картину симптомов психического заболевания с учетом данных новейших историко-культурных и медико-психологических работ о шведском мистике, сопровождаемых критическим анализом, подчеркивая при этом актуальность классификацииэндогенных психозов Леонгарда и акцентируя внимание на свидетельствах об особенностях эмоционально-волевой и когнитивной
сферы Сведенборга в историко-культурном контексте Швеции XVIII века. В заключение авторы работы анонсируют издание полного текста очерка Леонгарда в русском переводе с историко-культурными и медико-психологическими комментариями.

pdf_iconКорышев М.В., Иванова Е.П., Петерсен К., Шмидт К.ОТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР К ДИАЛОГУ ИДЕЙ: ШВЕДСКИЙ ТЕОСОФ ЭММАНУИЛ СВЕДЕНБОРГ В ВОСПРИЯТИИ НЕМЕЦКОГО ПСИХИАТРА КАРЛА ЛЕОНГАРДА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ