О ВЫДЕЛЕНИИ ПОДКЛАССОВ В СЕМАНТИЧЕСКОМ КЛАССЕ КАУЗАТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ КАУЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ НОРВЕЖСКОМ ЯЗЫКЕ

Предлагается разбиение на семантические подклассы аналитических каузативных конструкций современного норвежского языка со вспомогательными глаголами få ʽполучать̕ и gjøre ʽделать’. В качестве теоретической базы используется теория прототипов. Основное внимание уделено так называемой результативной каузации, как в предложениях Mosjon gjør hunden sliten, Mari fikk voksne  menn til å gråte или Kjendiser gjør meg svett i hendene. Автор рассматривает места этой классификации в сравнении с ранее предлагавшимися подходами к изучению непрямой каузации в норвежском языке, дает оценку семантическим характеристикам актантов (здесь: каузатор и каузируемый), а также соотношению между ними в том, что касается степени контроля и степени вовлеченности в каузируемое событие. В рамках результативной каузации автор выделяет четыре подтипа на основании такой черты, как одушевленность, и выдвигает следующие основные признаки результативной каузации: (1) низкая степень вовлеченности каузатора, при которой невозможно постулировать его обязательную целенаправленную активность, так что каузатор воспринимается как сирконстант, причина или стимул; (2)  тип воздействия на каузируемого, имеющего больше общих черт с ролями пациенса или экспериенцера, чем с ролью (подвергающегося воздействию) агенса; (3) каузирующее событие, или результат, предстает как спонтанное состояние каузируемого или как событие, которому оно подвергается и которое он не в состоянии контролировать (будучи выраженным главным образом при помощи глаголов и прилагательных, обозначающих автоматическую реакцию на стимул). Таким образом, конструкции этого типа всегда представляют собой непереходный аналитический каузатив.

pdf_iconБиланджия София. О ВЫДЕЛЕНИИ ПОДКЛАССОВ В СЕМАНТИЧЕСКОМ КЛАССЕ КАУЗАТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ КАУЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ НОРВЕЖСКОМ ЯЗЫКЕ