ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОХВАЛЫ В ТЕКСТАХ СБОРНИКА ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ПСАЛМОВ

Цель статьи заключается в выявлении способов реализации речевой макростратегии похвалы Богу на текстовом материале сборника нидерландских евангелических псалмов 1806 года издания. Прославление величия Бога выступает одной из  важнейших задач богослужебной практики и  евангелического дискурса в целом. В центре исследовательского внимания статьи находятся три основных аспекта. Во-первых, анализируется то, как коммуникативная интенция похвалы проявляется в  прозаическом тексте Предисловия к  Сборнику. Здесь стратегия формулируется от третьего лица; наиболее отчетливо ее реализация наблюдается в начальной и конечной позициях текста, как наиболее коммуникативно нагруженных. Во-вторых, рассматривается, какими способами заданная стратегия реализуется в стихотворных текстах псалмов. В этом ракурсе коммуникативная задача прославления величия Бога имеет важнейшее значение; она формулируется непосредственно от имени всех верующих с помощью следующих языковых средств и стилистических приемов: риторических восклицаний и обращений к Господу, риторических вопросов, перформативных актов пожелания, лексических средств соответствующей семантики и прагматического потенциала. В-третьих, обсуждаются основные принципы взаимодействия текста псалмов и нотного переложения для голоса. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что с помощью гармоний и мелодического рисунка мастерски подчеркивается диктумное и модусное содержание поэтического текста, более полно раскрывается внутренний потенциал метра и  рифмы, усиливаются логические и динамические акценты. В целом макростратегия похвалы имеет доминантное значение и многоаспектно проявляется в контаминации вербального и музыкального языка.

Без названияДмитриева М.Н. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОХВАЛЫ В ТЕКСТАХ СБОРНИКА ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ПСАЛМОВ