СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА, В ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ

Соматизмы, или обозначения частей тела человека, являются наиболее древним и наиболее важным компонентом картины мира любого народа. У человека всегда возникали ассоциации с тем, что непосредственно связано с ним и хорошо ему знакомо — с частями тела. В качестве материала для данного исследования были выбраны наиболее частотные соматизмы, относящиеся к верхней части тела (голова): hoved ‘голова’, næse ‘нос’, mund ‘рот’, nakke ‘затылок’, hals ‘шея’, pande ‘лоб’, øje ‘глаз’, øre ‘ухо’. Поскольку изолированный соматизм лишь в отдельных контекстах выступает в качестве самостоятельной единицы, для исследования были также использованы сложные слова с данными компонентами-соматизмами в качестве второго компонента. Анализ значений наиболее частотных слов, входящих в лексико-семантическую группу «Верхняя часть тела человека», демонстрирует достаточно пеструю картину. С одной стороны, данные единицы входят в состав множества сложных слов в их прямом значении, что позволяет выделить основные словообразовательные модели для этой сферы, с другой стороны — активно используются переносные значения соматизмов в составе сложных существительных. Отдельную группу представляют собой псевдопричастия, которые могут подвергаться метафоризации и в этом случае используются для характеристик человека, употребляясь параллельно с оценочными существительными, содержащими сходные вторые компоненты. В некоторых случаях псевдопричастия служат параллелями к оценочным существительными со вторым компонентом-соматизмом. В сфере оценочных существительных наблюдается ослабление семантики слов, используемых в качестве вторых компонентов, что явно свидетельствует о том, что данные единицы находятся на пути превращении в аффиксы. Словообразовательный потенциал исследуемых соматизмов чрезвычайно широк, он определяется значимостью частей тела в сенсорном познании мира и в предметно-практической деятельности человека, что определяет количество и регулярность производных от них единиц.

Без названияКраснова Е.В. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА, В ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ