УНИКАЛЬНАЯ СОХРАНИВШАЯСЯ СЛАВЯНСКАЯ МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОГО ОБМЕНА И ПЕРЕХОДА В СТАРОЙ РУСИ И СКАНДИНАВИИ

Для того чтобы понять, как распространялись мировые религии, такие как христианство, необходимо исследовать пути религиозного обмена. В данной работе рассматривается воздействие христианства на скандинавов в эпоху викингов в  контексте морских путешествий и  теологии. В  настоящем исследовании используются литературные, изобразительные и  материальные свидетельства, а  также полевые исследования древнего судостроения, которое уникальным образом сохранилось в России. Приводятся свидетельства того, что множество скандинавов достигли христианской метрополии Константинополя, адаптировав свои навыки строительства лодок к  славянским морским технологиям. Анализ текста De Administrando Imperio позволяет доказать, что скандинавы использовали и  оснащали славянскую расширенную бревенчатую лодку, названную в тексте σκαφίδιον («скафидион») по пути «из варяг в греки» из Новгородской области. В статье утверждается, что именно эта славянская технология была предпосылкой для морских экспедиций в Константинополь и что она предлагает новое объяснение того, почему славяне со временем использовали термин «Русь» в качестве обозначения для самоидентификации. В статье показано, что этому способствует полевое исследование русского расширенного бревенчатого судна — ботника. Это исследование обосновывает утверждение в русской летописи «Повесть временных лет» о том, что несколько тысяч скандинавов и славян достигли Константинополя во время морских экспедиций в  860, 907 и  941  гг., а также информацию о том, что некоторые из них были крещены в Константинополе в эти годы. Утверждается, что первое крупное обращение скандинавской элиты произошло за границей. Благодаря ботнику скандинавы вместе со славянами познакомились с идеей и реальностью христианской империи задолго до того, как их короли и великий князь приняли христианство.

Без названияФранк Т. УНИКАЛЬНАЯ СОХРАНИВШАЯСЯ СЛАВЯНСКАЯ МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОГО ОБМЕНА И ПЕРЕХОДА В СТАРОЙ РУСИ И СКАНДИНАВИИ