НОВЫЙ СКАНДИНАВСКИЙ АМУЛЕТ В ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ И РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕГЕРМАНСКОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА

Новая литая ромбовидная подвеска-амулет Х в. с прорезью, выполненная в стиле Борре, — уникальный образец скандинавской ювелирной традицией, происходит из региона Среднего Днестра. Амулет и его граффито являются на данный момент единственными в своем роде и не находит прямых известных аналогий. Статья посвящена исследованию семиотики и семантики ромбовидной подвески и элементов ее изображения. В исследовании проведен структурно-семантический анализ изобразительной композиции и ее отдельных элементов сквозь парадигму космологических и космогонических представлений древних германцев. В работе применен компаративный метод, в котором был задействован широкий спектр археологических и литературных источников. В контексте исследования подробно были изучены и сопоставлены картинные и рунические камни, камни Хогбэки, предметы материальной культуры древних германцев, результаты комплексных археологических исследований, древнеисландские песни о богах и героях Младшей Эдды, свод скандинавских саг, исландские викингские саги о Древней Руси, материалы письменных источников XI–XIII вв. Новизна исследования заключается не только в уникальности найденного раннесредневекового скандинавского амулета, но и в изучении объекта через призму литературных памятников германо-скандинавской мифологии, что применяется впервые в описании привесок «гнёздовского типа». Проведен подробный историко-типологический и семантико-семиотический анализ древнегерманского мифомира и его знаковых систем в отношении исследуемого предмета скандинавской ювелирной традиции. Методологический подход исследования и комплексный анализ позволили выкристаллизовать научную интерпретацию изображенного сюжета в контексте древнегерманской мифологической системы и космогонических представлений викингов.

pdf_iconБондарь И. НОВЫЙ СКАНДИНАВСКИЙ АМУЛЕТ В ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ И РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕГЕРМАНСКОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА